1. Инновационные образовательные технологии педагогической деятельности
3. Конкурсная работа в рамках городского образовательного форума: одаренный педагог. Какой он?
4. Доклад на НПК Педагогические идеи 2012: Формирование читательского интереса.
Презентация: Формирование читательского интереса
Расторгуева Елена Юрьевна,
учитель
начальных классов,
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения г. Иркутска
средняя
общеобразовательная школа №65
«Учитель жив, пока он учиться.
Когда он перестает учиться,
в нем умирает учитель»
К.Д.Ушинский
Ученик прочно усваивает, когда он думает. Задача педагога сделать учебный материал предметом мышления учащихся, воспитать у них привычку, потребность размышлять.
В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии и методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, применяю интерактивные методы обучения, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности.
«Проектная деятельность на уроке
литературного чтения,1 класс»
3. Конкурсная работа в рамках городского образовательного форума: одаренный педагог. Какой он?
4. Доклад на НПК Педагогические идеи 2012: Формирование читательского интереса.
Презентация: Формирование читательского интереса
Формирование
читательского интереса через организацию
взаимодействия с социумом, как одна из форм социализации учащихся начальной
школы.
Е.Ю. Расторгуева
(Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя
общеобразовательная школа №65)
Одной из актуальных проблем в нашем обществе является то, что
современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и
видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс
падения уровня читательской культуры.
Между тем, процесс чтения художественной литературы является одной из
составляющей процесса социализации личности.
Организация педагогического процесса, основанного на взаимодействии с
социумом, может эффективно влиять на развитие интереса к чтению.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу с точки
зрения возможностей решения поставленной проблемы;
- поиск
путей развития интереса к книге и стремления к чтению;
- привитие
младшим школьникам навыков чтения;
- организация творческих занятий, конкурсов, с
целью развития учащихся как читателей;
- помочь родителям осознать ценность детского
чтения как средства дальнейшей социализации личности ребенка.
Художественная литература, обогащая
духовный мир человека, является могучим средством его развития. На начальной
ступени обучения следует формировать у ребенка интерес к чтению книг вообще. От
того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет,
как он в дальнейшем будет адаптирован в социуме.
В процессе
работы над данной темой выявлены причины снижения интереса к чтению:
- усиление влияния средств массовой информации;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с
детьми,
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской
деятельности школьников.
Представляю систему работы по
развитию интереса к чтению младших школьников.
Взаимодействие с социумом
|
||
Формы
сотрудничества
|
Формы
взаимодействия
|
|
1
|
Уроки
литературного чтения
|
|
2
|
Областной театр юного зрителя
им. А. Вампилова
|
|
3
|
Детская областная библиотека
им. Марка. Сергеева
|
|
4
|
Музей истории
г. Иркутска
|
|
5
|
Иркутская областная Филармония
|
|
Данная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к
чтению способствует:
-
формированию устойчивого читательского интереса у младших школьников;
- развитию
умения анализировать, сопоставлять и
обобщать;
-
формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- развитию
социального опыта.Одаренный педагог. Какой он?
Расторгуева Елена Юрьевна,
учитель
начальных классов,
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения г. Иркутска
средняя
общеобразовательная школа №65
Лев
Николаевич Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он
будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к
делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он
- совершенный учитель». Трудно не
согласиться со словами великого мыслителя.
Понятия «совершенный учитель» и «одаренный педагог» очень близки по
смыслу.
Дар, дарить, одарить, подарок, дареный, одаренный –
это родственные слова. Теплые, приятные,
вызывающие положительные эмоции,
связанные с содержимым нарядных коробок, вкусом праздничного пирога и
волшебного предчувствия чего-то необычного.
Одаренный педагог.…
Какой он? Что он может подарить?
Какой след оставить в жизни ученика,
будет ли оценен по-настоящему его дар? Будут ли беречь его подарок?
«Внучка самой лучшей в мире учительницы», так я
считала, когда училась в первом классе, так
думала, когда выбирала профессию, помнила об этом, когда сама училась быть
первой учительницей, с этими мыслями шла
на свой самый первый урок.
Моя бабушка, Черемных Инна Михайловна, стала
учительствовать, когда ей исполнилось 16
лет, перед самой Великой Отечественной войной.
Обучала маленьких ребятишек чтению,
письму, счету. После работы верхом на лошади передвигалась она из одной
деревеньки в другую, проводя ликбез среди населения, а вечером отплясывала на
танцах и пела с подругами душевные песни, мечтая о будущем.
Суровые годы Великой Отечественной войны «Все для
фронта, все для победы!» - этим жили
взрослые и дети. Дети войны, работающие
в поле, у станков, в госпиталях, засыпающие от голода и усталости на уроках. А рядом
с ними была их первая учительница, горячо
любившая свою землю, Родину, учеников.
А как она умела шутить! Ее юмор притягивал, зажигал,
веселил, заставлял задуматься. Это от
нее я узнала, что очень полезно иногда с
иронией отнестись к себе самой даже в самой сложной ситуации.
После войны она пела вместе со всеми: «Нам песня
строить и жить помогает….», и строила, и жила! Росла как педагог, участвовала
в судьбах своих учеников не только как учитель, но и как старший
товарищ, оставаясь для них другом на долгие годы.
Я проводила с бабушкой много времени, маленькой девочкой бывала у нее на уроках, а потом играла в школу,
копируя ее. В юном возрасте я просила разрешения посещать ее уроки, как завороженная, смотрела на нее.
Она никогда не называла учеников по фамилии, говорила очень тихо, отчего в классе,
всегда было нешумно. Коллеги говорили: «У Инны Михайловны на уроках, как дома».
А дома у Инны Михайловны, случалось, и ночевал какой-нибудь ученик из неблагополучной семьи. Отмоет его, накормит, спать уложит и сидит
над ним, размышляя о его доле горькой.
Каждый свой день начинала бабушка всегда одинаково проснется
и идет в садик свой птиц кормить, птицы слетаются, она здоровается с
ними, по имени называет, рассказывает им, как сама живет, а они ей отвечают на
своем, ей понятном языке. Как-то раз была
я у бабушки на уроке природоведения, она своим ученикам о птицах рассказывала.
Тихо так, проникновенно, о жизни их нелегкой,
о радости, которую они дарить способны своим присутствием, о том, что эту радость
почувствовать надо и принять. Затаив
дыхание, дети слушали есенинское: « Воробушки игривые, как детки сиротливые
прижались у окна…» Дети с тревогой и
тоской смотрели на свою учительницу, готовые расплакаться, а она перед ними
проблему поставила: «Как можем помочь птицам?»,- и сразу посыпались предложения, и все закончилось развитием настоящей
проектной деятельности, но тогда об этом не думала бабушка, просто делала свою
работу, делала ее с душой, проживая вместе с ребятами ситуацию. Дети сами предложили писать письма своим
соседям, друзьям, с призывом помогать птицам зимой, потом бегали по домам, письма в почтовые ящики
бросали и она с ними вместе! Рассказы о птицах сочиняли с любовью, мастерили
кормушки, вместе развешивали в школьном саду, в городе, и в бабушкин садик
принесли, для ее друзей пернатых. Урок был удивительный! Урок на всю жизнь! Римский писатель Катон Старший
сказал: «Велик тот
учитель, который исполняет делом, чему учит».
За
заслуги в образовании награждена Черемных Инна Михайловна высокими наградами: орденом «Дружбы народов»,
орденом «Знак почета», имеет звание «Отличник народного образования»,
«Ветеран труда», «Труженик тыла».
Бабушка по-настоящему
жила своим делом - учительским! За все годы она никогда не изменила своей профессии
и гордилась званием Учитель!
Однажды мне
выпала честь быть ведущей августовского пленарного заседания, в первой части
которого чествовали ветеранов. Я видела ее в зале, она сидела строгая,
элегантная, в черном бархатном платье, белоснежные ее волосы были собраны в аккуратный валик, и весь ее
образ был наполнен интеллигентным величием простоты и сдержанности. С волнением я произнесла первые слова по сценарию: «Легенда
нашего города…», я не успела договорить имя… Зал встал.… Несколько сотен
педагогов (среди них были и ее ученики)
аплодировали стоя, самому лучшему учителю. Она подскочила со своего
места, как девчонка, стуча каблучками, пробежалась вдоль сцены, легко поднялась
на нее. Это был ее 65летний юбилей в профессии.
Ее не стало через семь лет. За день до своего ухода бабушка сказала: «Я счастливый человек, мне не стыдно за прожитые годы, потому что я
занималась любимым делом, я была полезна своим ученикам, у меня замечательные
дети, внуки, правнучки, у меня состоявшаяся, счастливая жизнь, жаль только,
что солнца больше не увижу….»
Бегут годы, изменяют свой вид города, люди становятся
все более успешными, сейчас человек имеет много возможностей развиваться,
совершенствоваться. Наступил век технического прогресса. Меняются потребности
человеческие, а вместе с ними его личные ценности. И за этим бесконечным круговоротом
совершенствования и развития все заметней проявляется равнодушие людское,
черствость, нежелание заметить, понять, принять.
А школа похожа на улей, в котором все движется в поисках нововведений. А вот и они, долгожданные стандарты нового
поколения в образовании! И огромная армия педагогов, мастеров своего дела,
владеющих разными методами, ставящие
цели и задачи! И одна из наиболее важных – «Развитие личностных качеств
ученика, посредством…» и далее идет целый перечень, каким образом развивать их
в «будущем продукте».
А как же душевное
тепло, искренность, доброта, спокойный, располагающий тон, открытый, ясный
взгляд человека, излучающего свет от знаний, готового делиться ими. Где же тот
добрый старый учитель с его гражданской позицией, учитель-интеллигент, учитель-советчик, учитель-друг, учитель,
способный дарить все, что имеет сам. Свои знания, умения, любовь, доброту.
Перечитывая удивительные слова великого Л.Н. Толстого, хочется добавить: «Совершенный
учитель - это одаренный педагог! Он одарен
призванием, высоким и благородным. Учитель, у которого есть внутренняя
уверенность в том, что он есть, должен быть
и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть
доказана только жертвами, которые учитель
приносит своему призванию».

Замечательная статья! Помню вашу бабушку,как она приходила к нам на уроки. Рассказывала познавательные истории,из своей жизни. Побольше бы таких людей,как Инна Михайловна!
ОтветитьУдалить